Бразилия. Tibau do Sul. Багги

Путешествие к южной границе штата Риу-Гранди-ду-Норти (Rio Grande do Norte)

Через день, сразу после раннего завтрака, Эльсио ждал нас на своей машине у входа в отель Eurosol Tibau Resort. Сегодня мы отправлялись к южной границе штата штата Риу-Гранди-ду-Норти (Rio Grande do Norte).
Часа два опять ехали по берегу океана, а потом свернули на дорогу, можно сказать, каменную тропу, изрезанную вдоль и поперек глубокими ямами. Я не знаю, какая бы еще машина могла пройти по этой, с позволения сказать, дороге. Мы поднимались все выше и выше.
Базар
Въехали в какой-то симпатичный городок. В центре, как обычно, базар. Жизнь там кипела ключом. Рынок производил впечатление пчелиного улья. Огромный овощной базар пестрел яркими палатками, слышалась громкая речь, смех, повсюду носились шустрые ребятишки. На лотках - изобилие фруктов, овощей, специй. Названия многих из них мы не знаем. Цена любых фруктов, как правило, 1 реал (1,2 $) за килограмм. И апельсины, и бананы, и мандарины, и помидоры, и картошка - ну, в общем, все подряд по 1 реалу. Продавцы - народ веселый, смеются, особо и не торгуются. Отдаешь реал за ананас, тебе два ананаса дают. В общем, торговля бойкая и какая-то праздничная. Мне вообще-то в Бразилии из фруктов больше всего понравились ананасы. Огромные, необычайно сочные и сладкие. Так вот ананасов на этом рынке было видимо-невидимо. Они лежали на больших и маленьких телегах, грузовиках, просто рассыпаны на земле рядом с палатками. Накупили всяких диковинных фруктов и поехали дальше.
Поскольку мы не были связаны какими-либо обязательными маршрутами, наш путь пролегал по всяким интересным местам, которые знали только местные жители. В этом-то и заключался весь интерес. Нам повезло: наш водитель Эльсио вполне прилично говорил по английски, что было большой редкостью в тех местах. С ним было легко и приятно общаться. Он очень хотел, чтобы нам понравилась поездка. Если он видел, что Юра собирался фотографировать из машины, то тут же останавливался и ждал сколько нужно.
Эльсио предложил поехать на какое-то необычное озеро, и мы стали подниматься все выше и выше в горы. Вокруг кружили огромные орлы и какие-то неизвестные мне птицы. Мы выехали на такую узкую тропинку, что казалось, вот-вот застрянем. Ветви хлестали по машине и приходилось низко пригибаться, чтобы не пораниться. Вокруг стоял птичий гомон, обезьяны, не стесняясь нашего присутствия, нагло пялились на нас и скакали по деревьям.
Наконец, мы выехали к озеру на чудный песчаный берег. Озеро и впрямь было необычным. Берега его заросли густым лесом, из которого время от времени взлетали огромные черные птицы и парили прямо над нами. Кроме этого, вода в нем оказалась ярко-рыжего цвета. Эльсио сказал, что купаться здесь можно, вода лечебная, люди из окрестных мест специально приходят сюда, чтобы поправить свое здоровье. Хоть наше здоровье и было в порядке, мы сразу же отправились купаться. Температура воды в нем была никак не ниже 30 градусов. Вполне возможно, что и выше. Было интересно, а что же там, на дне. Есть ли рыбки или какая-нибудь растительность. Нырнула. Не увидела ни одной травинки, ни одной рыбки. Чем глубже я ныряла, тем краснее становилась вода. Попробовала на вкус. Ну, чисто железо пью. На этом замечательном озере мы пробыли часа два и отправились дальше.
Подъехали к переправе через заливчик, въехали на паром, переплыли на противоположный берег. Дальше начинались частные территории, что-то типа национального парка. Миновали шлагбаум. При этом Эльсио заплатил сколько-то охраннику. Дальше наш путь шел по пальмовым рощам, пастбищам и сельскохозяйственным угодьям. Останавливались среди пальмовых деревьев. Собирали кокосы. Тут же Эльсио своим острым ножом проделывал отверстия в кокосах, и мы пили кокосовое молоко.
Заехали на плантацию, где выращивают ананасы. Она располагалась в долине небольшой речушки. Люди занимались сбором урожая. В этом месте стояла такая влажность и жара, что даже представить себе трудно, как в такой атмосфере можно работать. Здесь у Эльсио были какие-то друзья. Нас пригласили пообедать и попробовать ананасы. Обед состоял из бобов, приготовленных со специями, маниоки и кокосового молока, как же без него. Огромным ножом, похожим на тесак, разрубили ананас, разложили на пальмовые листья и принесли. Таких замечательных ананасов я больше не ела нигде и никогда. Распрощались с хозяевами и поехали дальше.
ПереправаВскоре опять оказались на берегу небольшой бухты. Мальчишки ловили рыбу, а взрослые ходили вдоль берега с приспособлением, похожим на бредень. Увидев машину, подошел мужчина. Они с Эльсио поговорили, и вскоре к нашему берегу причалил паром, больше похожий на небольшой старенький плотик. Мне даже было как-то страшновато на нем переправляться. Но все обошлось благополучно и вот мы уже в деревне.
Нам предложили прокатиться на лодке в мангровые заросли. Конечно, мы обрадовались. Было очень любопытно. С полчаса плыли по открытой воде. Река была узкая, метров 100 в ширину. Потом свернули в какую-то протоку. Долго пробирались на лодке вдоль зарослей. Иногда приходилось выходить из лодки и тащить ее за собой. Наконец, остановились, проводник вышел из лодки и знаками показал, что дальше надо идти пешком. Сразу же ноги почти по колено погрузились в мягкую, пластичную глину. Похожей по консистенции глиной делают маски для лица. Проводник набрал пригоршню этой глины и намазал себе лицо, призывая и нас сделать то же. Конечно, я тут же последовала его примеру и умазалась с ног до головы. Идти было немного страшновато. Повсюду мне чудились змеи, а я их очень боюсь.
Ловля крабов
Пройдя метров двести, мы увидели, что поверхность почвы испещрена сотнями отверстий. Здесь жили крабы. Засовывая руку в районе отверстия под деревьями по локоть, проводник извлекал крабов одного за другим. Я была поражена. У крабов ведь довольно мощные клешни, а этот бразилец был так ловок, что ни один краб не смог его цапнуть. В зарослях мангров было жарко и много насекомых типа наших слепней. Любопытство наше было удовлетворено в полной мере, страшная жара, влажность и обилие насекомых заставило нас отвлечь проводника от ловли крабов и повернуть к дому. Выплыв из зарослей мангров, мы тут же искупались, смыли с себя всю глину и поплыли обратно. Эльсио уже ждал нас.
Возвращались в отель уже нигде не останавливаясь. Стемнело мгновенно, как это всегда бывает на экваторе. Подъехали к отелю совсем поздно. С Эльсио распрощались, как старые друзья. Замечательные люди живут в Бразилии!
Ужин давно прошел, пришлось довольствоваться тем, что предлагали в баре. В заключении хочу добавить, что однодневная поездка на багги с местными водителями стоит примерно 180 реалов (около 200$) независимо от количества пассажиров в машине.